Российский рынок TMS систем
В последнем квартале 2024 года Российский фонд Сколково совместно с порталом TAdviser провели глобальное исследование рынка TMS систем в России.
После ухода западных игроков рынок сильно изменился и никто с тех пор не проводил таких глобальных исследований.
Целью проекта исследования являлся обзор российского рынка TMS систем, в том числе:
● Обзор практики использования TMS систем на крупных российских предприятиях.
● Сравнение отечественных разработок в этой области комплексных систем управления
транспортом, логистических платформ и систем маршрутизации.
Экспертами Фонда «Сколково» и аналитического центра TAdviser проводились глубинные интервью с заказчиками TMS систем, опрос разработчиков TMS систем и демонстрации TMS систем
Общие выводы и заключения по проекту исследования были таковы:
На российском рынке присутствует более 50 отечественных программных продуктов, позиционируемых в классе систем управления транспортом1. Однако, рынок не монолитный и характеризуется разнообразием областей применения.
К примеру, не все решения одинаково подходят для грузоотправителей и грузоперевозчиков, на
функционал влияет также специфика типов перевозки авто-, ж/д-, морских и авиаперевозок.
Также на рынке можно выделить комплексные и универсальные TMS системы, и иные продукты для
планирования и управления процессом транспортировки — это системы маршрутизации и
логистические платформы.
В данном исследовании была предпринята попытка найти системы, наиболее полные по функционалу, зрелые технологически и имеющие высокий организационный потенциал развития на российском рынке.
В исследовании приняли участие как разработчики систем управления транспортом, так и их заказчики из крупных предприятий транспортной, металлургической, химической отраслей, производства товаров народного потребления и торговли.
Успешные области автоматизации управления транспортом
Бизнес-процессы и необходимые области автоматизации серьезно отличаются у грузоперевозчиков («тех, кто зарабатывает на перевозках») и грузоотправителей («тех, для кого перевозки — статья затрат, и окупаемость процесса их не волнует»).
Первые предъявляют гораздо более высокие требования к TMS системам и гораздо чаще внедряют самописные решения, т. к. не удовлетворены функционалом имеющихся на рынке решений.
Вторым часто свойственна лоскутная автоматизация, использование решений от нескольких вендоров и порой — операции «в полуручном режиме».
В целом, респонденты считают, что все ключевые процессы, касающиеся грузоперевозок, в их
компаниях так или иначе автоматизированы, и в ответах уделяют повышенное внимание отдельным
специфическим задачам, вопросам интеграции или оптимизации процессов, которые сейчас ведутся в устаревших системах, либо изменились в связи с ростом компании, появлением новых требований регуляторов и т.д.
Интервью продемонстрировали, что наиболее автоматизированными процессами в компаниях
являются:
● Планирование: управление заявками, распределение грузов
● Маршрутизация: оптимизация рейсов, составление графиков движения
● Диспетчеризация: отслеживание местоположения транспортных средств в режиме реального
времени, связь с водителями, управление задачами диспетчерской службы
● Управление собственным автопарком: учет автотранспортных средств, расхода топлива,
ремонты
● Управление документами: оформление путевых листов, транспортных накладных, контроль
документооборота, в т. ч. ЭДО
Сложности в области автоматизации логистических процессов
Интервью выявили ряд проблем и ограничений, которые затрудняют получение российскими
компаниями бизнес-выгод от использования TMS систем:
● Отсутствие готовых решений для мультимодальных перевозок. Респонденты признаются,
что не смогли найти готовые решения для мультимодальных перевозок и вынуждены
разрабатывать их сами.
● Отсутствие единых стандартов. На рынке нет единых стандартов для TMS, что усложняет
выбор систем и их интеграцию с другими IT-решениями.
● Проблемы с интеграцией. Многие компании сталкиваются с проблемами интеграции TMS с
другими системами (ERP, CRM, WMS), что приводит к дублированию операций, неполной
автоматизации или дополнительным затратам на разработку и настройку. Проблемы в области
интеграции — одна из самых частых проблем, упоминаемых респондентами.
Использование отечественных TMS систем в российских компаниях
Большинство опрошенных компаний используют либо самописные системы, либо комплекс решений от российских или от российских и западных вендоров. Западные системы либо импортозамещают в данный момент / планируют сделать это в ближайшем будущем, либо рассмотрят возможность миграции позже, если текущая система перестанет удовлетворять требованиям бизнеса (второе чаще относится к дорогостоящим внедрениям, например, SAP).
● Самописные решения. Значительная часть компаний отдает предпочтение самописным
решениям, разработанным внутри компании или с помощью внешних разработчиков. Наиболее
частая причина такого выбора — по мнению респондентов — на рынке нет готовых систем,
функционально удовлетворяющих их задачам, а доработка будет стоить дороже, чем создание
собственной системы, и приведет к зависимости от вендора.
● Отечественные решения. Чаще всего упоминаются 1С (в частности, 1С УАТ), AXELOT и
решения от Яндекс (Яндекс Маршрутизация, Яндекс Мониторинг). Разово в контексте
отдельных задач упоминались такие системы, как АНТОР, Тераплан, Логинет, Умная логистика.
В целом, судя по ответам участников, на рынке нет однозначного лидера в области TMS, в
компаниях используются разнообразные решения для автоматизации специфических задач,
сильно отличающихся от заказчика к заказчику.
В исследовании российских систем управления транспортом приняли участие разработчики 16
программных продуктов, которые были распределены на 3 группы:
Комплексные TMS системы
● ANTOR (ГК «АНТОР»)
● AXELOT TMS (ГК «Акселот»)
● DataCore LMS (ООО «Си Дата Лаб»)
● IT Vectura (ООО «ИНТЕМ ЛАБ»)
● Magenta (НПК «Маджента Девелопмент»)
● OBOZ (ООО «ОБОЗ»)
● TMS Lite (ООО «Си Дата Лаб»)
● VEZUBR (ООО «ЛОГОСОФТ»)
● Адвантум.TMS (ООО «Адвантум»)
● Инфорус TMS (ООО «Инфорус»)
Логистические платформы
● Loginet (ООО «Логинет Рус»)
● LogistPRO (ООО «С2Б ГРУПП»)
● Умная Логистика (ООО «Умная Логистика»)
Системы маршрутизации
● Veeroute (VRt Global)
● Яндекс Маршрутизация (ООО «Яндекс»)
- На основе исследования была определена
- Группа лидеров
- Данная группа — универсальные TMS системы с широким функционалом, наиболее полно
- покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели. Представленные в группе системы не имеют критических недостатков по мнению экспертной группы.
- AXELOT TMS
- VEZUBR
- IT Vectura
На основе исследования была определена
Группа лидеров
Данная группа — универсальные TMS системы с широким функционалом, наиболее полно
покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели. Представленные в группе системы не имеют критических недостатков по мнению экспертной группы.
— AXELOT TMS
— VEZUBR
— IT Vectura
Группа «преследователей»
Данная группа состоит из программных продуктов, имеющих наиболее обширные области для развития функционала с точки зрения универсальных TMS систем. Тем не менее, некоторые из представителей группы имеют обширную клиентскую базу в отдельных отраслевых нишах.
— ANTOR
— Magenta
— DataCore LMS и TMS Lite
Логистические платформы
Под логистическими платформами понимаются системы для управления процессами транспортной
логистики, которые в первую очередь предназначены для эффективного взаимодействия с
транспортными компаниями, включая обработку заявок, проведения спот-торгов, а также для
организации процесса диспетчеризации и ведения взаиморасчетов с поставщиками.
Чаще всего данный класс систем реализуется по модели облачного онлайн-сервиса.
Данный класс не предполагает развитого функционала планирования, маршрутизации, управления
парком ТС, которыми обладают универсальные TMS системы. При этом некоторые вендоры
логистических платформ сделали преднастроенную интеграцию с внешними оптимизаторами и
продают это как один из вариантов реализации, а кто-то позиционирует такие продукты как
полноценные TMS.
— Умная Логистика
— Loginet
— LogistPRO
Системы маршрутизации
В ходе исследования были также проанализированы системы маршрутизации. Это
специализированные приложения, ориентированные на планирование маршрутов и оптимизацию
транспортных потоков. Эти системы фокусируются на определении наиболее эффективных маршрутов для транспортных средств с учетом различных факторов, таких как пробки, погодные условия, тип транспорта, приоритеты доставки и т. д.
По сути, эти системы представляют собой облачные оптимизационные движки, которые не требуют
установки ПО, а встраиваются (например, по API) в работу других систем компании, существенно
сокращая время расчетов оптимальных маршрутов и повышая эффективность использования ТС.
В основном системы ориентированы на автотранспорт. Реализаций применения маршрутизаторов в мультимодальных перевозках исследователи не нашли.
— Яндекс Маршрутизация
— Veeroute
Более подробный отчет можно скачать по этой ссылке