Главная / Интересное о логистике / Что такое ГИС ЭПД и кто такие операторы системы

Что такое ГИС ЭПД и кто такие операторы системы

Оглавление

Цифровизация логистики в России выходит на новый уровень. Уже с 1 сентября 2026 года оформление всех электронных перевозочных документов (ЭПД) станет обязательным.

В основе этого перехода — ГИС ЭПД, государственная информационная система, которая обеспечивает обмен, хранение и контроль электронных транспортных и сопроводительных документов.

Разберёмся, что такое ГИС ЭПД, кто такие операторы системы, как они работают и почему бизнесу важно подключиться заранее.

Что такое ГИС ЭПД:

ГИС ЭПД — это государственная информационная система электронных перевозочных документов, созданная под управлением Минтранса России. Она объединяет всех участников грузоперевозок — грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей и операторов ИС — в единую информационную систему электронных перевозочных документов.

Через ГИС ЭПД происходит:

  • обмен электронными перевозочными документами между компаниями;
  • валидация электронных подписей и форматов;
  • передача данных государственным органам.

Система уже функционирует в пилотном режиме и станет основой обязательного электронного документооборота в сфере перевозок.

Цели и задачи ГИС ЭПД:

Главная цель — создание единого цифрового пространства для электронных документов в логистике.

Задачи системы:

  • Автоматизировать обмен и хранение перевозочных документов в электронном виде.
  • Обеспечить прозрачность и контроль грузопотоков.
  • Снизить объём бумажного документооборота и риск ошибок.
  • Сделать данные о перевозках доступными для государственных органов (Минтранс, ФНС, Ространснадзор).
  • Обеспечить юридическую значимость электронных документов с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Минтранс России отмечает: переход к ГИС ЭПД — одна из ключевых задач цифровой реформы транспортной отрасли.

Основные функции ГИС ЭПД:

Согласно постановлениям Минтранса и ФНС, система выполняет четыре блока функций:

  • Приём и обработка электронных перевозочных документов.
    ГИС ЭПД принимает данные от операторов ИС, проверяет структуру и подписи.
  • Хранение документов электронных.
    Все сведения фиксируются в защищённой базе, исключая возможность их утраты или подделки.
  • Обмен с государственными органами.
    Информация автоматически передаётся в ФНС, Минтранс и иные ведомства для контроля перевозок.
  • Отчётность и аналитика.
    Система формирует статистику и выгрузки по видам документов, перевозчикам, маршрутам.

Кто такие операторы системы ГИС ЭПД:

Оператор системы ГИС ЭПД — это организация, аккредитованная Минтрансом, обеспечивающая оформление, передачу и хранение электронных перевозочных документов в рамках системы.

Проще говоря, участники грузоперевозки — грузоотправители, перевозчики, грузополучатели — не взаимодействуют с ГИС ЭПД напрямую. Они работают через операторов ИС (ИС ЭПД), которые:

  • принимают и проверяют документы электронные;
  • обеспечивают подключение к гис эпд;
  • передают данные в государственную информационную систему.

Реестр аккредитованных операторов ИС ЭПД ведёт Минтранс России. Только такие компании могут обеспечивать подключение к ГИС ЭПД.

Виды операторов в ГИС ЭПД:

В системе предусмотрено два уровня операторов:

  • Оператор-заявитель — инициирует создание и передачу документа (например, транспортной накладной или путевого листа).
  • Оператор-исполнитель — получает, обрабатывает и завершает документ, фиксируя факт выполнения перевозки.

Также возможны интегрированные операторы ИС, которые совмещают функции обеих сторон и обслуживают всех участников перевозочного процесса.

Какие документы обрабатываются в ГИС ЭПД:

Через ГИС ЭПД оформляются и передаются все ключевые электронные перевозочные документы:

  • Электронная транспортная накладная (ЭТрН) — подтверждает саму перевозку груза;
  • Электронный путевой лист — фиксирует эксплуатацию транспортного средства;
  • Электронный заказ-наряд — отражает поручения на перевозку;
  • Электронная сопроводительная ведомость — содержит данные о грузе;
  • Электронный договор фрахтования — регулирует отношения сторон;
  • Дополнительно — счета, заявки и иные документы в электронном виде.

Все эти документы подписываются квалифицированными электронными подписями, передаются через операторов ИС, затем фиксируются в ГИС ЭПД.

Требования к техническим операторам ГИС ЭПД:

Чтобы стать оператором ИС, компания должна:

  • иметь информационную систему, поддерживающую утверждённые форматы документов (XML, JSON и др.);
  • обеспечить обмен электронными перевозочными документами с ГИС ЭПД;
  • иметь сертификаты безопасности, защищённые каналы связи и резервное хранение данных;
  • обрабатывать персональные данные по ФЗ-152 и требованиям Минцифры;
  • обеспечивать непрерывную работу 24/7 и техническую поддержку клиентов.

Аккредитация операторов в системе:

Чтобы подключиться к ГИС ЭПД, оператор должен пройти процедуру аккредитации в Минтрансе России.

Ключевые условия:

  • Соответствие техническим требованиям и формату ИС ЭПД.
  • Наличие действующей инфраструктуры электронного документооборота.
  • Подтверждённое соблюдение законодательства о персональных данных.
  • Заключение договоров с участниками грузоперевозок и предоставление им сервисного доступа.

Только аккредитованные операторы ИС ЭПД имеют право обмениваться электронными перевозочными документами с ГИС ЭПД.

Вопрос-ответ

Как организована техническая поддержка операторов системы?
Минтранс и администратор ГИС ЭПД обеспечивают круглосуточную поддержку, обновления форматов и документацию для операторов ИС.

Какие отчёты и статистику получает оператор?
Операторы ИС видят количество переданных документов, статус подписания, ошибки, подтверждения доставки и сводную аналитику по обмену ЭПД.

В чём отличие оператора-заявителя от оператора-исполнителя?
Первый формирует и отправляет документ, второй принимает и закрывает его в системе. Такое разделение упрощает маршрутизацию и контроль в ГИС ЭПД.

Как формируется документ через ГИС ЭПД?
Документ создаётся в системе оператора, подписывается электронной подписью, проходит форматно-логический контроль, передаётся в ГИС ЭПД и фиксируется в государственном реестре.

Итоги:

ГИС ЭПД — центральный элемент цифровой логистики России. Система обеспечивает обмен электронными перевозочными документами, прозрачность для государственных органов и удобство для бизнеса.

До 1 сентября 2026 года всем участникам рынка необходимо подготовиться:

  • подключиться к оператору ИС ЭПД;
  • внедрить информационную систему;
  • обучить сотрудников работе с электронным документооборотом.

Компании, которые начнут переход уже сегодня, к сентябрю 2026 будут полностью готовы работать в новой цифровой экосистеме перевозочных документов.

Источники

Торгом Ширинян

Инвестор, предприниматель, основатель сервиса Vezubr, член Правления «ОПОРЫ РОССИИ»

ПО распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются.

Руководство по работе с системой Перейти .

Стоимость определяется индивидуально по запросу на почту info@vezubr.ru.

Остались вопросы?

+7 495 419 00 55

Работаем ежедневно c 9:00 до 19:00 (МСК)

ЗАКАЖИТЕ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

ИЛИ ЛИЧНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ