Электронный документооборот в логистике “ГИС ЭПД”, “ЦТЛП”
Оглавление
Введение
В этой статье мы расскажем, почему участники перевозки стремятся применять цифровой документооборот и что им мешает на этом пути. Важным этапом цифровизации транспортной отрасли стало создание Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и развитие Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) — стратегической платформы для цифровизации логистики, поддерживаемой Президентом РФ.
Оптимизация в логистике
Современной логистике скорость адаптации к внешним изменениям — это необходимость. Основные направления для повышения эффективности логистики лежат в оптимизации:
- прямых затрат (большой порожний пробег ТС),
- трудозатрат обслуживающего процесс перевозки персонала,
- уровня предоставляемого сервиса (в основном привлеченным транспортом),
- бумажного делопроизводства и документооборота.
Цифровизация документооборота позволяет значительно ускорить и упростить процессы, что особенно актуально в условиях многоплечевой доставки с большим числом участников и разным уровнем цифровой зрелости.
Статистика трудозатрат
Обратите внимание на статистику долей трудозатрат разных этапов процесса перевозки:
- 30% потенциал оптимизации прямых затрат
- 70% потенциал оптимизации косвенных (внутренних) затрат, из которых примерно 30-35% резервов кроется в документообороте вместе с сопутствующими проверками и подтверждениями.
Это подчеркивает важность перехода на электронный документооборот для повышения эффективности.
Многоплечевая доставка
Рассмотрим многоплечевую доставку, с которой сталкиваются почти все крупные компании. Ее особенность — большое количество участников с разными подходами и принципами организации и ведения процесса перевозки, разным ПО, уровнем культуры коммуникаций и ведения документооборота.
Внедрение ЭПД
Внедрение электронных перевозочных документов (ЭПД) — первый шаг к повышению эффективности. Формализация и стандартизация требований к обмену данными в сфере автомобильных перевозок помогает оптимизировать многоплечевую доставку и сократить бумажный документооборот.
С 1 сентября 2026 года оформление транспортных накладных станет обязательным только в электронном виде для всех участников перевозок — грузоотправителей, перевозчиков, получателей и экспедиторов. Это закреплено Федеральным законом от 7 июня 2025 г. N 140-ФЗ, который уже подписан Президентом РФ. С указанной даты перевозка по бумажным транспортным накладным станет невозможна для подавляющего большинства грузов — переход на электронные документы необратим и обязателен для рынка.
Логистическая задача
Логистическая задача, которая сопровождает Homo sapiens тысячи лет, не менялась и отвечала всегда на 5 вопросов что, у кого, где, кому, куда. А потребность отражение текущего состояния этой задачи менялась постоянно и на сегодняшний день трансформировалась в необходимость составления формализованных и неформализованных документов.
Повышение цифровой зрелости
Повышение уровня цифровой зрелости участников перевозок — фундаментальная задача, так как только оно обеспечивает возможности для повышения операционной эффективности компаний. Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП) и ГИС ЭПД — ключевые инструменты для этого процесса.
Краткая справка по взаимодействию VEZUBR и НЦТЛП (ГОСЛОГ)
На платформе Vezubr реализована возможность создавать электронные транспортные накладные и другие документы с электронной подписью всех участников перевозки. Компания ООО «Логософт» является членом рабочей группы Минтранса по разработке НЦТЛП, что позволяет адаптировать процессы Vezubr под стандарты НЦТЛП и обеспечивать бесшовный обмен документами и данными с этой платформой.
Таким образом, внедрение ЭТрН и подключение к НЦТЛП — это взаимосвязанные требования законодательства, обеспечивающие прозрачность, контроль и цифровую трансформацию всей отрасли. Президент РФ неоднократно подчеркивал стратегическую важность НЦТЛП для цифровизации логистики и обязательность использования этой платформы при переходе на электронные документы.
Заключение
Использование систем комплексной автоматизации с цифровым документооборотом:
-
позволяет компаниям становиться более конкурентоспособными через оптимизацию операционных трудозатрат и повышение производительности труда до 70%,
-
повышает уровень цифровой зрелости, обеспечивая переход на более сложные уровни оптимизации процессов,
-
обеспечивает большую скорость и прозрачность доставки по всей цепочке,
-
снижает налоговые риски.
Переход на электронные перевозочные документы и интеграция с НЦТЛП — это ключевые шаги к цифровой трансформации логистики и развитию эффективной, прозрачной и современной транспортной отрасли.
Том Ширинян
с выступление на АЦТЛ
Ссылки по теме
-
портал ГИС ЭПД: https://public.epd-portal.ru/epd
-
Подключение к ГИС ЭПД: https://mintrans.gov.ru/activities/214/312/314/361
-
Разъяснение по переходу на электронные документы: https://rg.ru/documents/2025/06/11/izmenenia-transport-doc.html
-
Федеральный закон от 7 июня 2025 г. N 140-ФЗ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19642
